Продажа искусственных ёлок как бизнес. Личный опыт
В ноябре 2016-го, я решил заняться сезонным бизнесом - продажей искусственных ёлок, речь пойдет о ёлках сегмента "эконом". В статье я поделюсь особенностями этого бизнеса и результатами, которые у меня были.
Ввиду огромной популярности, статья дописана/скорректирована для 2019 года.
Надпись на коробке "ВесеПое Роджество" Китайцы красавцы! |
Предпосылки успешной продажи искусственных ёлок
Было бы глупо начинать бизнес, даже такой мелкий, без анализа и финансового просчета. Планы и выводы по анализу на ноябрь 2016:- Спрос - растущий, основной пик продаж 15-30 декабря.
- Наценка от 100 - 200% (на ёлки эконом-класса), в зависимости от канала продаж.
- Закупка на сумму 90 000 руб./ 72 ёлки в ассортименте + гирлянды /, ожидаемый доход - 200 тыс. руб. / Прибыль - 80 тыс. руб. (чистая, за вычетом рекламы 30 тыс. руб.)
- Потребитель города-миллионника предпочитает в 80% - искусственную ёлку натуральной (определено по данным вторичных исследований)
- Самые ходовые размеры ёлок : 180 см, 210 см. Чуть хуже: 150 см ... выше/ниже рекомендую закупать по минимуму (раскупаются плохо).
Сами ёлки - производства Китай. Есть красные коробки, есть розовые, у меня были синие. Всё это почти не имеет значения, т.к. это дешевые ершики с напылением привезенные с востока. Все кто пишет про эти ёлки что российского производства - врут, всё Китай. У нас в РФ есть буквально 3-4 массовых производства, и стоимость российской искусственной елки высотой в 1,5 метра начинается от 3 тыс./шт. по оптовой цене. Выглядит Китай примерно как на картинке выше.
Приведу ориентировочную оптовую стоимость закупки елок в ассортименте, думаю цена в будущие годы не сильно будет скакать:
Нужно ли оформлять ИП? Сразу скажу, если для Вас это первый бизнес и вы продаете их на доставку, то бизнес искусственных ёлок того не стоит, налоги и все эти геморрой вам точно не нужны, особенно если кроме ёлок больше ничего не продаёте. Исключение - работа с юр. лицами, там какой-нить патент нужен. Всё это конечно на ваш страх и риск, но у налоговой дел хватает в предновогодние, им не до Вас.
Основные каналы продаж, которые я использовал - сайт, сообщество вконтакте, авито, юла, продажа через партнеров, офлайн. Сейчас я пройдусь по каждому каналу, который лично протестировал.
Давайте считать, если ёлка стоит 2200 руб. (1,5 метра) минус 900 руб. закупка, минус 500 руб./заявка, остаётся 800 руб. с заказа, а тут ещё и бензин на доставку и отказаться могут.
Так себе результат, но увы в начале месяца мало кто задумывается над покупкой ёлки, много сравнивают, бегают по сайтам и может сыграть большую роль 100 руб. скинутые конкурентом. Вывод был таков - цена клиента высока, работаешь как таксист по всему городу. Принято решение убрать рекламу на время.
Потрачено 6000 руб и 7 заказов на сумму 19 тыс. (это где-то 5 тыс. чистой прибыли)
Рекомендация по каналу: До 15 декабря рекламироваться только по РСЯ по Яндексу (КМС по Google Ads), после уже можно влезать в рекламу в поисковой выдаче. Делаем самую высокую наценку на товар (из-за высоких расходов на рекламу). Как только заявка прилетает - сразу перезваниваем.
Отдельно хочется сказать по поводу ведения группы. Эти новогодние эмоджи, размышления про то как же так "Новый год, а ты без ёлки" нахер никому не сдались. Все что надо - сделать дизайн, добавить товары с ценами, добавить приложение формы заявки. Посты - как собрать, сколько стоит, остатки. Всё - дальше нужен только таргетированный трафик.
Рекомендую настройки вида - карусель/промопост с кнопкой, трафик либо на каталог с товарами, либо на сайт. Таргетинги:
Ещё момент, неуверен насчёт АВИТО, а ЮЛА использует принцип ранжирования по точечной географии, т.е. если вы находитесь ближе всех к продавцу (указывается в объявлении), то ваше объявление вылезет в числе первых. В общем, чтобы продать там много надо нехило заморочиться с аккаунтами, текстами и т.д. (это тема для отдельной статьи) Другой вариант - использовать платное размещение - не так выгодно, но не так гемморойно. В конечном счете когда у конкурентов начали заканчиваться некоторые размеры ёлок - я там запустил уже платное размещение и получил несколько заказов.
Рекомендация по каналу: самые результативные каналы, но с каждым годом конкуренции больше и если не заморачиваться, то продать тут лучше всего получится с платным пакетом. Ну какая-то доля пирога, но вам перепадёт. Из минусов - малая наценка на товаре, выигрывает тут тот, у кого закупка была самая выгодная.
Пик продаж пришелся на 28-30 декабря, когда проснувшийся народ побежал в магазины, а там остатки, дорого, выбрать нечего. В итоге - было продано 70% ёлок от закупки, около 60 штук - некоторые с минимальной наценкой и много денег сожрала реклама и выплаты партнерам. Не вышел даже в окупаемость с учетом всех трат.
Главной ошибкой считаю то, что взял слишком большую партию и не смог реализовать. Заказов не было столько. У коллег из других городов ситуация похожая, заработать много, увы, не получилось - но тем не менее многие продали и вышли в плюс.
- 120 см - 500-600 р./шт.
- 150 см - 800-900 р./шт.
- 180 см - 1250 - 1350 р./шт.
- 210 см - 1600 - 1700 р./шт.
Нужно ли оформлять ИП? Сразу скажу, если для Вас это первый бизнес и вы продаете их на доставку, то бизнес искусственных ёлок того не стоит, налоги и все эти геморрой вам точно не нужны, особенно если кроме ёлок больше ничего не продаёте. Исключение - работа с юр. лицами, там какой-нить патент нужен. Всё это конечно на ваш страх и риск, но у налоговой дел хватает в предновогодние, им не до Вас.
Основные каналы продаж, которые я использовал - сайт, сообщество вконтакте, авито, юла, продажа через партнеров, офлайн. Сейчас я пройдусь по каждому каналу, который лично протестировал.
Ожидание vs Реальность |
Контекстная реклама
Самые первые продажи принес Яндекс.Директ. Открутив 6000 руб. до 10 декабря понял, что приходится тратить 500 руб. и более на привлечение заказчика, это очень дорого. Рекламировался в основном по горячим запросам "искусственные елки купить", "искусственные елки в городе N" и т.д.Давайте считать, если ёлка стоит 2200 руб. (1,5 метра) минус 900 руб. закупка, минус 500 руб./заявка, остаётся 800 руб. с заказа, а тут ещё и бензин на доставку и отказаться могут.
Так себе результат, но увы в начале месяца мало кто задумывается над покупкой ёлки, много сравнивают, бегают по сайтам и может сыграть большую роль 100 руб. скинутые конкурентом. Вывод был таков - цена клиента высока, работаешь как таксист по всему городу. Принято решение убрать рекламу на время.
Потрачено 6000 руб и 7 заказов на сумму 19 тыс. (это где-то 5 тыс. чистой прибыли)
Рекомендация по каналу: До 15 декабря рекламироваться только по РСЯ по Яндексу (КМС по Google Ads), после уже можно влезать в рекламу в поисковой выдаче. Делаем самую высокую наценку на товар (из-за высоких расходов на рекламу). Как только заявка прилетает - сразу перезваниваем.
Социальные сети (на примере ВК)
До 15 декабря активно развивалась группа Вконтакте - ежедневные посты, запуск конкурсов с розыгрышем ёлок. Были поданы платные посты в сообщества города от 20000 до 120 000 тыс. подписчиков. Вывод - пустота, конкурсанты эти не конвертируются в продажи (проще нагнать ботов!), для постов - слишком рано, да и пустодельня это если честно. Да, несколько заявок на ёлки в ВК были, но несущественно.Отдельно хочется сказать по поводу ведения группы. Эти новогодние эмоджи, размышления про то как же так "Новый год, а ты без ёлки" нахер никому не сдались. Все что надо - сделать дизайн, добавить товары с ценами, добавить приложение формы заявки. Посты - как собрать, сколько стоит, остатки. Всё - дальше нужен только таргетированный трафик.
Рекомендую настройки вида - карусель/промопост с кнопкой, трафик либо на каталог с товарами, либо на сайт. Таргетинги:
- Жилые комплексы (новостройки) CPM
- Покупают онлайн (CPC)
- Есть дети (до года, 1-3, 3-6) CPM
- Мамочки CPC
- В 2020-м появилось автопродвижение в ВК - можно попробовать его
Товарные доски объявлений (Авито и Юла)
Это во-истину самые крутые каналы получения заявок, но и самый конкурентные. Продавцы барахла уже давно используют кучу левых аккаунтов, для слива "добра" через фейковые аккаунты. Если загляните в АВИТО в разгар сезона и напишите "искусственные елки", то увидите кучу вываливающихся ежечасно объяв с ёлками. Стратегия продажи на площадках такова: ежедневно автоматизированно вываливать кучу одинаковых предложений с товарами, но разным описанием, картинками и заголовками (чтобы пройти модерацию). Все это сделано, чтобы выдавить конкурентов и получить максимум просмотров и обращений.Пример с Авито |
Ещё момент, неуверен насчёт АВИТО, а ЮЛА использует принцип ранжирования по точечной географии, т.е. если вы находитесь ближе всех к продавцу (указывается в объявлении), то ваше объявление вылезет в числе первых. В общем, чтобы продать там много надо нехило заморочиться с аккаунтами, текстами и т.д. (это тема для отдельной статьи) Другой вариант - использовать платное размещение - не так выгодно, но не так гемморойно. В конечном счете когда у конкурентов начали заканчиваться некоторые размеры ёлок - я там запустил уже платное размещение и получил несколько заказов.
Рекомендация по каналу: самые результативные каналы, но с каждым годом конкуренции больше и если не заморачиваться, то продать тут лучше всего получится с платным пакетом. Ну какая-то доля пирога, но вам перепадёт. Из минусов - малая наценка на товаре, выигрывает тут тот, у кого закупка была самая выгодная.
Оффлайн продажи
На 18 декабря были проданы всего 12 ёлок, при этом реклама активно крутилась в Я.Директе (Поиск и РСЯ), но оставалось больше 50 ёлок и с этим нужно было что-то делать, темпы продаж налеко не радужные. Я сделал мобильную рекламную конструкцию и решил торговать с места, и знаете что? Это нихрена не работает. Если ты не стоишь в ТЦ - то большинство готово переплатить 2-3 тыс. и купить в помещении. Рисковал и пытался стоять на рынке (центральный вход), на въездах в жилые комплексы. Было несколько продаж с места - но оно того не стоит: люди не реагируют на такую продажу с таким товаром!Основные продажи
С 19-го пошли основные продажи по 4-7 ёлок в день. Надо приготовиться к тому, что придется много мотаться по городу в пробках и доставлять в ебеня, параллельно принимая заказы по телефону, если вы работаете в одиночку.
Можно было бы подумать, что это у меня так все - нет, у конкурентов, работающих подобным методом, была такая же ситуация в среднем 0-2 заказа/день до 20-го и дальше лучше. Самый взлет заявок, разумеется, приходится на пятницу, субботу.
Мною была предпринята попытка предложить конкурентам поднять цены, но к результату не привело, зато мы смогли в последствии перепродавать заказы и ёлки друг другу, что обеспечило около 15 продаж.
Можно было бы подумать, что это у меня так все - нет, у конкурентов, работающих подобным методом, была такая же ситуация в среднем 0-2 заказа/день до 20-го и дальше лучше. Самый взлет заявок, разумеется, приходится на пятницу, субботу.
Мною была предпринята попытка предложить конкурентам поднять цены, но к результату не привело, зато мы смогли в последствии перепродавать заказы и ёлки друг другу, что обеспечило около 15 продаж.
Пик продаж пришелся на 28-30 декабря, когда проснувшийся народ побежал в магазины, а там остатки, дорого, выбрать нечего. В итоге - было продано 70% ёлок от закупки, около 60 штук - некоторые с минимальной наценкой и много денег сожрала реклама и выплаты партнерам. Не вышел даже в окупаемость с учетом всех трат.
Выводы и пожелания
- Если есть собственные проходные магазины (лучший тип - товары для дома/ продукты), продавайте там или договаривайтесь заранее на реализацию с собственниками (не позднее 10 декабря), выставиться с товаром там желательно уже в начале декабря.
- Хорошо продается на Авито и Юле, но важно установить цены не выше конкурентных, иначе там делать нечего и только с платным пакетом.
- Основной профиль ЦА таков М/Ж 23-35, жители новостроек/снимают жилье, имеют маленьких детей, денег особо нет, экономные.
- В 10-20 числах школы, детские сады начинают тратить бюджеты на новогоднее оформление - тут важно чтобы было ИП. Сегмент гемморойный, но стоит его проработать, можно слить много добра.
- В начале ноября начинайте вести переговоры с организациями о закупке ёлок/гирлянд (тоже нужно ИП).
- С улицы искусственные ёлки почти не продаются - тратить на это время не советую, это удел настоящих ёлок. Максимум - отдать какому-нибудь торговцу на реализацию за %.
- Если вы новичок, лучше ищите поставщика в своём городе. Если такого нет и в первый раз - то не берите большую закупку свыше 30 тыс. руб. - можете не продать.
- Самое главное - люди с трудом готовы по картинке покупать ёлки, им важно пощупать и посмотреть в живую. У конкурентов было много негатива из-за того что собранная ёлка на картинке не соответствовала реальности. Не знаю что лучше - выложить реальные фотки (как сделал я и 0 отказов) или выложить фотошопленное и получить вскрытые коробки, которые вы потом с трудом загоните. В общем выкладывайте нормальные фото (просите у поставщика).
- Были так же испробованы каналы продаж - СПАМ рассылка по базе организации. Рассылку нужно делать до декабря, иначе поздно (я слал уже поздно). Я обратился к этому фрилансеру и за 600 руб. он отфильтровал и прослал, купленную мной базу организации 2ГИС. Много попало в спам, но переходы были.
- Подключайте к продаже знакомых - многие из них работают в организациях, где будут оформляться кабинеты, коридоры, холлы и т.д. 200-400 руб. откатывать им с продажи 1 ёлки - легко!
- Завести как минимум один номер телефона для звонков и отдельный (лучше кнопочный) телефон, чтобы держал батарею, да и приём у них, как оказалось, лучше сенсорных! Купите powerbank, выручит в непредвиденных ситуациях.
- 95% клиентов нахрен НЕ НУЖНА СРОЧНАЯ доставка за 1-2 часа. Это не преимущество. Оформляйте доставку на следующие сутки, так хоть маршрут спланируете, а не будете кататься как сраный веник по городу.
- Не снижайтесь в цене для клиента, если ваши цены в рынке. Если Вы у него на пороге, то он уже готов купить и по сути вам уже должен, т.к. вы до него в пробках проторчали, уважайте себя.
- Идеальная схема работы - найти партнера на трафик по заявкам и откатывать ему положенное, примерно 300-400 р. с продажи.
- Не забывайте, что продаете дешевые ёлки класса "китайский ширпотреб". У вас будут вопросы по типу "а чё она какая, ствол видно". Этот человек покупает самую дешевую хрень, она стоит тех денег, за которые она продается. Другими словами, не ведитесь, покупатели дешёвого сегмента очень любят поторговаться.
- Делайте допродажи, ЭТО ВАЖНО. Круто если у вас есть в ассортименте разные гирлянды, мишура, шарики. Запартнерьтесь с хлопушками, бенгальскими огнями и т.п.
- Готовьтесь к ёлочному путешествию уже с ноября. В зависимости от выбранных каналов продаж: должен быть сайт, группа в соцсети, оформлен ИП (если будете работать с юр.лицами), просмотрены курсы по работе с Юлой и Авито, уже должны быть намётки по партнерству с кем-либо (лучше работать с теми, кто в прошлом году тоже торговал тем же товаром, у них всё схвачено).
- Если развозите товар сами, возите с собой ещё по 2-5 елки ходовых видов, чтобы продать кому-нибудь по внезапно упавшей заявке и она у вас по пути, либо по дозакупке. У меня было такое, что заказывали 1 ёлку, приехал - там компания, и ещё 2 взяли паровозом коллеги. Скидку естественно дайте.
Опыт неудачный, но зато бесценен
Как уже писал, бизнес в первый год не окупился, но остатки я продал только через год. Тут жёсткая конкуренция, но преград для входа в этот бизнес и правда нет.Главной ошибкой считаю то, что взял слишком большую партию и не смог реализовать. Заказов не было столько. У коллег из других городов ситуация похожая, заработать много, увы, не получилось - но тем не менее многие продали и вышли в плюс.
💭Возьмите на заметку: продавать городах не миллионниках гораздо проще, там конкуренции нет столько и реклама дешевле. Вы можете собрать заявки в течении недели и за выходные скататься в соседний город, так будет не накладно.
Главный фактор успешных продаж искусственных ёлок - проходное место(магазин, ТЦ), выставленные экземпляры, недорогая реклама (авито, РСЯ, КМС, рассылки смс/viber/e-mail, конверсионный сайт).
Главный фактор успешных продаж искусственных ёлок - проходное место(магазин, ТЦ), выставленные экземпляры, недорогая реклама (авито, РСЯ, КМС, рассылки смс/viber/e-mail, конверсионный сайт).
Ёлки на доставку станут неплохой подработкой, если ваша деятельность связана со свободным графиком. Не закупайте много, если торгуете впервые.
Надеюсь вам понравилась статья, и она поможет многим принять для себя правильное решение. Если у кого остались вопросы, пишите в комментариях - отвечу как смогу.
Надеюсь вам понравилась статья, и она поможет многим принять для себя правильное решение. Если у кого остались вопросы, пишите в комментариях - отвечу как смогу.
Классная статья, автору спасибо )
ОтветитьУдалитьСпасибо за комментарии
УдалитьХорошая статья! Спасибо за советы! Есть магазин в Инстаграме, продаем аксессуары, хотели ёлки на новый год закупить. Теперь вот думаю - сто́ит ли)
ОтветитьУдалитьПочему бы нет, если магазин уже раскручен, есть посещаемость и аудитория. А так товар ширпотребный и далеко не новый, наблюдаю картину последние 2 года (я их уже не продаю - наелся) ценник все ниже и ниже. В общем не "пушка" это уже.
Удалить